ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ Учить мыслить Одной из
проблем в преподавании курса “Основы
информатики и вычислительной техники” является
преодоление противоречия между возможностями
компьютерных технологий и кажущейся для многих
учителей основной задачей школьного курса
информатики: дать учащимся представление о
компьютере и компьютерных программах. Превалирование
этой “основной задачи" в тематических планах
учителей информатики сводит весь учебный
процесс в компьютерных классах к формированию
практических навыков по “нажатию нужных
клавиш” в данном алгоритме или
программе. Интуиция подсказывает педагогу, что
прочное формирование знаний и практических
навыков, возможно их многократным повторением,
то есть, используя репродуктивный вид обучения. Но, учить
знать - это не значит учить мыслить. От того, что
ученик будет знать наизусть поэму “Евгений
Онегин”, он не сможет писать поэмы как А.С.Пушкин.
Воздействие среды обучения на мозг на
репродуктивном уровне формирует энграмы в нем на
этом же уровне. Многократным повторением одной и
той же информации приобретаемого навыка
достигается их перевод из кратковременной
памяти в долговременную. Так полученные знания -
неосознанные. Они извлекаются из мозга на том же
уровне - репродуктивном. Знания, полученные с
опорой на механическую память - непродуктивны. А как же
доказать ранее высказанный тезис:
“Репродуктивный метод обучения - один из главных
методов при формировании практических умений,
навыков?” Дело в том,
что учителя информатики заставляют учащихся
их логически-знаковые теоретические
знания (“зазубренные” многократным повторением
названий клавиш и т.п.) сопоставлять с образами
(результаты нажатия клавиш на экране монитора). Реализацией
принципа единства образного и абстрактного
достигаются прочные знания на все том же
репродуктивном уровне. Для того
чтобы знания были сформированы на творческом
уровне, необходимо не просто воспроизводить
знания, умения, навыки, а научить способу их
использования в новой нестандартной
ситуации. Для этого учащийся должен провести
анализ условий протекания процесса в решаемой
задаче, “вытаскивание” из долговременной
памяти знаний, ранее применяемых способов,
провести их анализ, синтез в логике решения
поставленной проблемы, решить задачу, сделать
вывод и обобщить вновь полученный результат с
имеющимися знаниями по этой теме. Так
организованный учебный процесс формирует
осознанные знания на более высоком - творческом
уровне: учащийся применил знания в новой
ситуации известным способом, усовершенствовал
его, открыл новые возможности известного способа
при решении определенных проблем. Не только
знания оставляют энграмы в мозге. Способ их
приобретения тоже формирует энграмы. В
результате мыслительные процессы обучаемого
“поднимаются” на более высокий уровень. Формировать
творческие мыслительные процессы позволяют
частично-поисковый, проблемный виды обучения.
Остановимся на них более подробно.
Краткая характеристика
проблемного вида обучения
Выбор методов обучения Проблемное
обучение предполагает последовательное и
целенаправленное выдвижение перед учащимися
познавательных задач, разрешая которые они под
руководством учителя активно усваивают новые
знания. Задача становится познавательной
проблемой, если она удовлетворяет следующим
требованиям:
Первое
требование занимает среди других центральное
место, Учитель преднамеренно создает на уроке
ситуацию познавательного затруднения, при
котором учащиеся для изучения новой темы должны
самостоятельно воспользоваться несколькими
мыслительными операциями: анализом, синтезом,
сравнением, аналогией, обобщением или их
комплексом. Ситуация
познавательного затруднения носит название
проблемной. При отсутствии познавательной
задачи исследовательский рефлекс учащихся
находится в заторможенном состоянии. Далее под
направляющим воздействием учителя должны у
учащихся самостоятельно пройти следующие этапы
разрешения познавательной проблемы:
При разрешении
проблемных ситуаций используются те же приемы
мышления, что и при создании этих ситуаций.
Особенно эффективно применяется этот вид
обучения, когда содержание учебного материала:
Репродуктивно-поисковый вид обучения -
это своеобразное сочетание приемов обучения,
ориентированных на усвоение учебного материала
с элементами, вовлекающими школьников в
самостоятельный поиск знаний путем разрешения
проблемных ситуаций, а также выполнением
практических задач с внесением элементов
реализации по сравнению с типовыми
предписаниями. Реализуется этот метод обучения
тогда, когда характер содержания учебной задачи
в чистом виде не позволяет реализовывать
репродуктивный или поисковый путь обучения Заведующий лабораторией информационных технологий Л.А.Ермолаев |